Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а неполучение объективно нового результата. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.
В своей работе я придерживаюсь таких правил:
· смещение акцентов с содержания обучения на процесс обучения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности;
· создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании, в творческой деятельности;
· ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.
Исследовательская деятельность мною осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:
· группа может получить четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируются лишь выводы;
· группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.
После этапа самостоятельной работы, происходит поочередное представление исследований:
· сообщается, какая цель была поставлена перед группой;
· рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью каких приборов;
· докладываются полученные результаты.
Систематическое формирование исследовательских умений на уроках
биологии в значительной степени развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
· вести наблюдения;
· планировать исследование;
· производить измерения и производить подсчеты;
· представлять результаты исследования в различных, знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также делать логически выстроенное сообщение;
· пользоваться специфическим языком данной науки;
· работать в команде;
· навыки публичного выступления.
Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которых является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «В каких сортах яблок больше витамина С?» .
При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают
исследовательские действия:
· выдвижение гипотез;
· планирование эксперимента;
· проведение эксперимента.
В результате будут формироваться умения:
· выдвигать и проверять гипотезу;
· планировать и проводить эксперимент.
Выдвигают предположение: от сорта яблок, от ее качества, кислотности яблока:
· выбирают необходимое оборудование;
· проводят эксперимент;
· делают выводы.
Также использую реферативно-исследовательские работы, выполненные на основе нескольких литературных источников, характерных для исследования в научной сфере и, обязательно, включающие свою собственную.
Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из
наиболее актуальных проблем современного образования.
Практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.
В основе этого метода лежит формирование:
а) познавательных УУД:
· самостоятельное выделение и формирование
· познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации, применение методов
· информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· постановка и формулировка проблемы;
· моделирование;
· универсальные логические действия.
б) регулятивных УУД:
· умение учиться и способность к организации своей деятельности;
· умение действовать по плану;
· формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
· умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной
· деятельности.
в) коммуникативные:
· умение слушать и вступать в диалог;
· участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
· инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
· планировать;
· производить измерения;
· представлять результаты в различных знаковых системах;
· делать логически выстроенное сообщение;
· работать в команде.
Метод проектов я начинаю применять с 5-го класса, когда учащиеся
только начинают заниматься биологией. При изучении темы «Бактерии», учащиеся выполняют проект «Если б не было бактерии…», они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.
Использую групповые (в рамках одного класса и меж классовую), моно и межпредметные проекты.
В проекте «Биоповреждения в листьях деревьев и кустарников… », с основополагающим вопросом «Какие вредители повреждают листья? Влияют ли абиотические факторы?» были задействованы учащиеся с 9 по 11класс, использовались знания по предметам - биологии, географии, а также информатики и математики.
Но жизнь не стоит на месте! И как писал Бенджамин Бриттен: «Учение подобно гребле против течения. Как только перестаешь грести, тебя относит назад». Поэтому мы призваны и должны находить новые формы исследовательской деятельности, сегодня и сейчас.
Такой формой работы учащихся в проектной деятельности является Международный исследовательский проект «Глобаллаб», который разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
· использование ИКТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, проектов и т.д.);
· самообучение и самоорганизация;
· работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
· умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
Исследовательский проект «Глобаллаб»- это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются проекты или идеи проектов для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
https://globallab.org/ru/project/catalog/#.Vsw-bH2LTGg
https://globallab.org/ru/user/profile/klava.html#.Vsw-gX2LTGg
Начальная школа работает по новым стандартам уже пятый год, среднее звено первый год. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
В 2015-2016 учебном году мне, как учителю биологии вместе классным руководителем, предложили разработать программу для 5 а класса по внеклассной деятельности по проектно-исследовательскому направлению (Экологическая).
Мы с ними начали работать над проектом «Паспортизация комнатных цветов». Мы, пока изучаем особенности и происхождения комнатных растений. Пока у нас идут теоретические занятия.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
· вести устный диалог на заданную тему;
· участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
· участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:
· альбом
· газета
· гербарий
За годы работы было очень много реализовано различных проектов естественнонаучной и эколого-краеведческой направленности.
Итак, школьник, вовлеченный в проектно-исследовательскую деятельность на уроке и внеурочное время, использующий ИКТ – технологии, учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Взаимодействие между собой часто происходит на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания с использованием ИКТ – технологий и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.
И самое главное: должна быть преемственность такой работы между начальной, средней и старшей школой!
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Учебное исследование преследует, в первую очередь, цели развития личности, а неполучение объективно нового результата. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.
В своей работе я придерживаюсь таких правил:
· смещение акцентов с содержания обучения на процесс обучения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности;
· создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании, в творческой деятельности;
· ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой, культурой деятельности.
Исследовательская деятельность мною осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование. На этом этапе степень самостоятельности работы может быть разной:
· группа может получить четкие инструкции, что и как делать, самостоятельно формулируются лишь выводы;
· группа может сама спланировать эксперимент, отобрать приборы для его проведения, провести опыт и необходимые измерения, сформулировать вывод.
После этапа самостоятельной работы, происходит поочередное представление исследований:
· сообщается, какая цель была поставлена перед группой;
· рассказывается о том, как было проведено исследование, с помощью каких приборов;
· докладываются полученные результаты.
Систематическое формирование исследовательских умений на уроках
биологии в значительной степени развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
· вести наблюдения;
· планировать исследование;
· производить измерения и производить подсчеты;
· представлять результаты исследования в различных, знаковых системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также делать логически выстроенное сообщение;
· пользоваться специфическим языком данной науки;
· работать в команде;
· навыки публичного выступления.
Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которых является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «В каких сортах яблок больше витамина С?» .
При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают
исследовательские действия:
· выдвижение гипотез;
· планирование эксперимента;
· проведение эксперимента.
В результате будут формироваться умения:
· выдвигать и проверять гипотезу;
· планировать и проводить эксперимент.
Выдвигают предположение: от сорта яблок, от ее качества, кислотности яблока:
· выбирают необходимое оборудование;
· проводят эксперимент;
· делают выводы.
Также использую реферативно-исследовательские работы, выполненные на основе нескольких литературных источников, характерных для исследования в научной сфере и, обязательно, включающие свою собственную.
Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из
наиболее актуальных проблем современного образования.
Практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.
В основе этого метода лежит формирование:
а) познавательных УУД:
· самостоятельное выделение и формирование
· познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации, применение методов
· информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· постановка и формулировка проблемы;
· моделирование;
· универсальные логические действия.
б) регулятивных УУД:
· умение учиться и способность к организации своей деятельности;
· умение действовать по плану;
· формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
· умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной
· деятельности.
в) коммуникативные:
· умение слушать и вступать в диалог;
· участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
· инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
· планировать;
· производить измерения;
· представлять результаты в различных знаковых системах;
· делать логически выстроенное сообщение;
· работать в команде.
Метод проектов я начинаю применять с 5-го класса, когда учащиеся
только начинают заниматься биологией. При изучении темы «Бактерии», учащиеся выполняют проект «Если б не было бактерии…», они учатся ставить цель, составляют план проекта, делают выводы.
Использую групповые (в рамках одного класса и меж классовую), моно и межпредметные проекты.
В проекте «Биоповреждения в листьях деревьев и кустарников… », с основополагающим вопросом «Какие вредители повреждают листья? Влияют ли абиотические факторы?» были задействованы учащиеся с 9 по 11класс, использовались знания по предметам - биологии, географии, а также информатики и математики.
Но жизнь не стоит на месте! И как писал Бенджамин Бриттен: «Учение подобно гребле против течения. Как только перестаешь грести, тебя относит назад». Поэтому мы призваны и должны находить новые формы исследовательской деятельности, сегодня и сейчас.
Такой формой работы учащихся в проектной деятельности является Международный исследовательский проект «Глобаллаб», который разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
· использование ИКТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, проектов и т.д.);
· самообучение и самоорганизация;
· работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
· умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
Исследовательский проект «Глобаллаб»- это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются проекты или идеи проектов для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
https://globallab.org/ru/project/catalog/#.Vsw-bH2LTGg
https://globallab.org/ru/user/profile/klava.html#.Vsw-gX2LTGg
Начальная школа работает по новым стандартам уже пятый год, среднее звено первый год. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
В 2015-2016 учебном году мне, как учителю биологии вместе классным руководителем, предложили разработать программу для 5 а класса по внеклассной деятельности по проектно-исследовательскому направлению (Экологическая).
Мы с ними начали работать над проектом «Паспортизация комнатных цветов». Мы, пока изучаем особенности и происхождения комнатных растений. Пока у нас идут теоретические занятия.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
· вести устный диалог на заданную тему;
· участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
· участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:
· альбом
· газета
· гербарий
За годы работы было очень много реализовано различных проектов естественнонаучной и эколого-краеведческой направленности.
Итак, школьник, вовлеченный в проектно-исследовательскую деятельность на уроке и внеурочное время, использующий ИКТ – технологии, учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
Взаимодействие между собой часто происходит на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания с использованием ИКТ – технологий и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.
И самое главное: должна быть преемственность такой работы между начальной, средней и старшей школой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий